Быстрое меню


Русскоязычная часть:


Социальные сети:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук»
(ЮНЦ РАН)
События


"Чернее чёрного. Ученые считают биологические инвазии главной проблемой Черного моря"

Чернее чёрного. Ученые считают биологические инвазии главной проблемой Черного моря.
Коммерсант-Кубань. 29.10.21 г.
Н. Решетняк

 

Чернее черного

Ученые считают биологические инвазии главной проблемой Черного моря

Экология Черного моря находится в кризисном состоянии. За последние сто лет под влиянием антропогенных факторов флора, фауна, температура и состав воды Черного моря изменились необратимо. В Черном море находят различные химикаты, микропластик, антибиотики и нефтепродукты. Однако ученые считают, что куда больший вред морской экосистеме могут причинить биологические инвазии (вторжение видов-­вселенцев). По их мнению, проблема может усугубиться после строительства канала-­дублера пролива Босфор, анонсированного турецкими властями. Для изменения ситуации эксперты призывают строго контролировать морские перевозки и другие виды хозяйственной деятельности со стороны всех государств, омываемых Черным морем.
Ежегодно в черноморские порты заходят более 50 тыс. судов, перевозящих свыше 100 млн т нефти

Ежегодно в черноморские порты заходят более 50 тыс. судов, перевозящих свыше 100 млн т нефти

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

Нефть и химия

Черное море является зоной основного российского нефтяного экспорта. Ежегодно в черноморские порты заходят более 50 тыс. судов, перевозящих свыше 100 млн т нефти. Часть транспортируемой нефти попадает в море при сбросе балластных вод, авариях и пр.

Одно из самых масштабных загрязнений Черного моря нефтепродуктами за последние десять лет произошло 7 августа этого года. В шести километрах от берега в поселке Южная Озереевка (Новороссийск) на Морском терминале АО «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) во время закачки нефти на греческий нефтяной танкер Minerva Symphony с выносного погрузочного устройства (ВПУ) произошел залповый выброс нефти.

По данным компании, площадь разлива составила около 200 кв. м, объем — порядка 12 куб. м. Причиной ЧП стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ. Однако позже ученые Института космических исследований РАН заявили, что площадь нефтяного пятна — в 400 тыс. раз больше заявленной КТК.

Росприроднадзор на данный момент не озвучил объем разлива нефти и сумму ущерба на объекте КТК под Новороссийском.

После аварии в российском отделении Greenpeace сообщили, что разлив нефти неминуемо ударит по морским обитателям: под угрозой окажутся рыбные ресурсы, птицы и морские экосистемы в районе нефтеразлива.

Спустя два месяца после аварии на КТК студенты Московского авиационного института (МАИ) обнаружили еще одно загрязнение нефтью акватории Черного моря у берега Новороссийска. Пятна длиной до 10 км зафиксированы на глубине 47 м, где покоится пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», затонувший 31 августа 1986 года. Данные о загрязнении переданы в Администрацию морских портов Черного моря.

Как рассказал “Ъ-Кубань” кандидат биологических наук, заведующий лабораторией прикладной океанографии Федерального исследовательского центра Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) Олег Степаньян, Черное море активно используется для судоходства, уровень содержания нефтяных углеводородов в некоторых местах водоема превышает предельно допустимую, но не критическую, концентрацию, например, в районе Туапсе, Новороссийска, Керченского пролива. Однако, по словам ученого, экосистеме Черного моря удается справляться с нефтяным загрязнением. «Сырая нефть — это природное вещество, которое достаточно быстро разлагается определенными бактериями. Куда серьезнее проблема загрязнения Черного моря пестицидами или инсектицидом ДДТ (дуст), которые имеют огромные сроки разложения. К примеру, следы дуста, который запретили использовать в сельском хозяйстве еще в 80х годах, до сих пор находят в море»,— рассказывает господин Степаньян.

Море тонет в пластике

Одной из ключевых для Черного моря становится проблема загрязнения мусором. Летом 2019 года в Одессе были представлены результаты совместного проекта ЕС/Программы развития Организации объединенных наций (ООН) «Улучшение экологического мониторинга Черного моря». Исследование проводилось в открытом море и в прибережных водах Украины, России и Грузии на протяжении трех лет.

Согласно полученным данным, количество морского мусора в Черном море вдвое больше, чем в Средиземном, 83% — это пластик.

По данным Greenpeace, в 2020 году научная команда из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН во время исследования состояния млекопитающих Черного моря обнаружила «мусорные острова» (более 450 точек скопления мусора были замечены с воздуха).

По словам Олега Степаньяна, истинные масштабы загрязнения Черного моря пластиком, как и влияние его на морских обитателей, еще только предстоит оценить: «Недавно мы начали работы по оценке пластикового загрязнения Черного моря, в том числе микропластиком».

Опасность вторжения новых чужеродных видов возрастает в связи со строительством дублера Босфора — канала «Стамбул». Рукотворный пролив в длину будет достигать 45 км, его глубина — 20 м, ширина — 275 м

Черное море — уникальный водоем. В нем, по всему периметру, наблюдается так называемое основное черноморское течение (ОЧТ), оно направлено против часовой стрелки и образует два вихревых потока (научное название «очки Книповича»). Особенность течения не позволяет в значительной степени избавляться от мусора, который накапливается в море, в том числе в российскую акваторию часто приносит мусор из Турции. К примеру, жители Сочи и Новороссийска не раз находили на берегу моря «импортный» мусор. «Особенно это было заметно в советские годы, когда у нас еще не было пластикового мусора и люди находили необычные упаковки на морском берегу. Много мусора попадает в море из рек, которые в него впадают, с пляжей»,— рассказывает ученый.

Однако «мусорные острова», по мнению Олега Степаньяна, преувеличение. «С учетом сильных течений и ветров в Черном море такие статичные мусорные образования, которые "стоят" в одном месте много месяцев, сложно представить. К тому же Черное море — это глубоководный водоем, средняя глубина которого достигает 2 тыс. м, в нем есть сеть глубоководных каньонов (русла древних рек). Чаще всего мусор попадает в эти каньоны как в "ловушки"»,— говорит сотрудник ЮНЦ РАН.

Морские мигранты

Значительный удар по экосистеме Черного моря и региональной экономике наносят биологические инвазии (внедрение чужеродных агрессивных видов). Вселенцы попадают в Черное море с балластными водами и на днищах сухогрузов из других морей и океанов.

Большинство видов-­мигрантов погибают в непривычной среде обитания, но те, кто выживают, не имея естественных хищников, уничтожают местные виды.

Как рассказал Олег Степаньян, таким образом в конце 80х годов в акваторию Черного моря из Северной Америки проник мнемиопсис (вид гребневиков, внешне напоминающих медузу), который отвоевал кормовую базу шпрота — одной из главных промысловых рыб Черного моря. Ущерб рыбному промыслу России оценили в 200–300 млн долларов в год. Помощь пришла в начале 90х годов в виде другого вида гребневика — хищного берое, который питается мнемиопсисом. Новый вселенец также попал с балластными водами.

В 1947 году в Цемесской бухте впервые был обнаружен рапан. Предположительно он попал в Черное море на днище кораблей из Тихого океана. Новый хищник истребил черноморского гребешка, на грани вымирания оказались устрицы, сократилась численность мидий, стали редкими или совсем исчезли донацилла, гульдия, лорипес, гастрана и др.

По мнению Олега Степаньяна, опасность вторжения новых чужеродных видов возрастает в связи со строительством дублера Босфора — канала «Стамбул». Рукотворный пролив в длину будет достигать 45 км, его глубина — 20 м, ширина — 275 м.

«В отличие от мелководного и извилистого Босфора, новый канал будет ровный и широкий. Через него в Черное море будут заходить еще более крупные суда из Азии, Америки и Африки, возрастет и интенсивность судоходства. Риски биологических инвазий увеличатся существенно, и неизвестно, чем это все закончится»,— считает ученый.

Бороться с этой проблемой, по мнению Олега Степаньяна, впрочем, как и с другими негативными факторами, влияющими на экологию Черного моря, можно только путем более строгого контроля и договоренностей между государствами, расположенными на его берегу. Однако в условиях непростых геополитических отношений — это вряд ли возможно.

Одной из ключевых для Черного моря становится проблема загрязнения мусором

Одной из ключевых для Черного моря становится проблема загрязнения мусором

Фото: Леонид Воронин

Что течет с берега

Большое количество загрязнений попадает в Черное море с берега. Химические вещества — через речной сток, органика — через очистные сооружения. Кроме того, на берегу моря расположено множество промышленных предприятий, включая порты.

К примеру, в Черное море впадают две крупные реки — Дунай и Днепр. Первая приносит загрязнения со всей Европы, вторая — с большей части Украины. На территории России в море впадают небольшие реки, вместе с которыми в его воды также попадают загрязняющие вещества.

Что касается сточных вод, по мнению Олега Степаньяна, они больше влияют на человека: отдыхающие могут подхватить кишечную инфекцию. Кроме того, азот и фосфор приводит к цветению моря.

«Трубы очистных сооружений в Сочи, Новороссийске и Геленджике, которые строились в середине прошлого века, износились и разломились в некоторых местах. Это подтверждал Институт океанологии РАН. Что в итоге происходит. При строительстве очистных сооружений учитывали, что в толще черноморских вод есть скачок плотности — термоклин (разница температур слоев воды), трубы опускали на глубину около 50–60 м. И термоклин служил своеобразной "крышкой", которая не позволяла канализационным стокам подниматься на поверхность. Но если труба разломилась выше, то выброс происходит в слое воды, который не удерживает сточные воды на дне, и они всплывают на поверхность»,— объясняет ученый.

Летом 2021 года во время визита на Кубань вице-премьера РФ, куратора Южного федерального округа (ЮФО) Марата Хуснуллина стало известно, что все 16 основных очистных сооружений на Черноморском побережье, от Сочи до Новороссийска, вошли в программу реконструкции, рассчитанную до 2024 года. Ее стоимость оценивают в 60 млрд руб.

Регулярно Росприроднадзор штрафует предприятия, осуществляющие свою деятельность в акватории Черного моря, за загрязнение моря отходами производства. В ответ на природоохранные требования компании стараются совершенствовать экологический менеджмент.

Как рассказали “Ъ-Кубань” в пресс-­службе ООО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ, входит в «Деметра-­холдинг», созданный ВТБ), компания реализует комплексную программу, направленную на минимизацию воздействия на экологию акватории терминала. «Технологическая схема перевалки зерна на НЗТ предусматривает безотходную технологию транспорта зерна. Пыль, улавливаемая на системах аспирации и на фильтр-­установках основного оборудования терминала, возвращается в производственный цикл. Также на Новороссийском зерновом терминале действует современная технология пылеподавления методом "глазирования зерна растительным маслом", которая широко применяется на зерновых терминалах и элеваторах в США и Европе. Это один из новых методов для уменьшения выброса зерновой пыли в атмосферу, использование всего 200 граммов специального распыляемого масла на одну тонну зерна существенно уменьшает выбросы пыли в атмосферу. Глазирование зерна позволяет минимизировать воздействие на экологию, обеспечить безопасность производства, уменьшить количество пыли и сэкономить на каждой тонне экспортируемого зерна»,— сообщили в НЗТ.

АО «Черномортранснефть» (входит в ПАО «Транснефть») построило специальный полигон гидробионтов для мониторинга состояния водной среды акватории Черного моря. По данным пресс-­службы компании, площадка биологических тест-объектов размещена на опорах причала №1 в порту Новороссийска.

В специальных садках на глубине 6–9 м размещены 300 двухстворчатых гигантских устриц. Также установлены коллекторы для оседания мидий, всего на конструкции было подсажено девятьсот мидий. Для произрастания зеленой (Ulva rigida) и бурой водоросли (Cystoseira barbata) на шатровых частях стенда натянута специальная сетка. Посадочный материал был отобран в хозяйствах марикультуры на мысах Большой и Малый Утриш в Анапском районе.

Устрицы и мидии накапливают в своих тканях загрязняющие вещества из воды, являясь по сути чувствительными биоиндикаторами.

«Анализ образцов гидробионтов позволит точно оценивать эффективность реализуемых в порту природоохранных мероприятий, в том числе очистку сточных вод на ПК "Шесхарис". Каждые полгода объекты аквакультуры будут исследоваться на предмет содержания в тканях нефтепродуктов»,— пояснили в компании.

Наталья Решетняк