Быстрое меню


Русскоязычная часть:


Социальные сети:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук»
(ЮНЦ РАН)
События


Новости от зимней школы Плавучего университета в ЮНЦ РАН: лекции и семинары на площадке ЮНЦ РАН в Ростове-на-Дону.

08.02.2023


Мероприятие при поддержке Минобрнауки РФ в рамках программы "Наука и университеты" и Десятилетия науки и технологий РФ. Даты проведения: 6-8 февраля 2023 года. Всего задействовано 9 площадок ведущих научных и образовательных учреждений от Владивостока до Калининграда. 

Расписание онлайн трансляций ПУ доступно по ссылке:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Xejg4m5eU7sm0e1rvXxX_Y1XDlWHiqzd6bFUxGb7ZSc/edit?usp=drivesdk

Это гуглотаблица, где в каждую ячейку зашита ссылка на конкретное вещание.


Площадки на Телеграм-канале "Плавучий университет" https://t.me/floating_university  на юге России.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ, скачать *.pdf 
  • В Ростове-на-Дону на площадке ЮНЦ РАН вас ждут лекции и семинары про аэровизуальные наблюдения с использованием БПЛА и исследования опасных природных явлений;
  •  В Астрахани, в АГУ, планируются рассказы про ихтиофауну Волго-Каспия, водным биологическим ресурсам и экологическим проблемам Астраханской области;
  •  В Севастополе на базе МГИ РАН и ИнБЮМ РАН будут рассказывать о дистанционном зондировании океана и оперативной океанографии, гидрохимических и гидробиологических исследованиях, обработке и визуализации океанографических данных
Если вам интересны эти направления, не забудьте указать нужную площадку при регистрации на Зимнюю школу. Она доступна по ссылке: https://forms.gle/yf5udjnf5N2tc5at7!  Дедлайн 15 января!

В ЮНЦ РАН в программе - выступления академика РАН Геннадия Матишова, палеонтолога Вадима Титова, географов Сергея Бердникова, Олега Хорошева и Самира Мисирова и исследователя в области информационных систем Марины Орда-Жигулиной.

Директор ЮНЦ РАН, доктор географических наук Сергей Бердников:

«Вот уже 20 лет ЮНЦ РАН выполняет экспедиции на научно-исследовательском судне "Денеб" в Азовском, Черном и Каспийском морях. В ЮНЦ РАН программа Зимней школы включает мастер-классы в области исследования опасных природных явлений в береговой зоне и морских акваториях. Мы будем говорить не только о морских экспедициях, но и о дистанционных методах исследований. Желаю всем успешной работы, полезных знаний и интересных впечатлений!».

Член оргкомитета Плавучего университета, кандидат географических наук Клим Григоренко:

«В ЮНЦ РАН в работе Зимней школы участвуют 90 студентов и молодых учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Твери и других городов.  Цель Плавучего университета - привлечение молодежи к научным исследованиями в области океанологии. Первый этап включает лекции и мастер-классы, на втором этапе около 50 человек, прошедших конкурсный отбор, смогут принять участие в морских экспедициях в Арктике, на Балтике, Дальнем Востоке и южных морях, в том числе несколько человек на научно-исследовательском судне "Денеб"».

6 февраля в ЮНЦ РАН с лекцией на Зимней школе выступил директор ЮНЦ РАН, доктор географических наук Сергей Бердников ("Изменения в экосистеме Азовского моря за 100 лет наблюдений: океанографические  базы данных и климатические атласы, математические модели, спутниковые и геоинформационные технологии").
Младший научный сотрудник ЮНЦ РАН Самир Мисиров рассказал о применении современных методов мониторинга опасных экзогенных геологических процессов при исследовании берегов.
Ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат биологических наук Вадим Титов  прочитал лекцию о палеогеографии внутренних морей Восточной Европы.

Палеонтолог Вадим Титов:

"Несомненно, основной задачей Плавучего университета является предоставление интересующимся студентам дополнительных знаний и умений. Немаловажно также показать молодым людям многообразие направлений и методов исследования морей и океанов.
Моя лекция о палеогеографии внутренних морей Европы – об истории их формирования и динамики на протяжении нескольких миллионов лет. Показано, как в результате дрейфа материков из древнего океана Тетис сформировались моря Восточного Паратетиса, к которым относятся современные Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское моря. Рассмотрено состояние этих водоёмов в разные этапы геологического времени, а также наиболее интересные их обитатели. Мы попытались разобраться в том, каковы были причины изменения уровня морей. Ну  и, естественно, рассмотрели, какие методы используются в морской палеогеографии".

7 февраля старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат географических наук Олег Хорошев выступил перед участниками Плавучего университета с лекцией об особенностях применения сверхмалых беспилотных систем и метода экспедиционного панорамного (в формате VR 360°) видеодокументирования в исследованиях берегов и прибрежных акваторий. 
В береговых и судовых научных экспедициях по Азовскому морю, реке Дон и его притокам  воздушные, надводные и подводные дроны, оснащённые дополнительным оборудованием, помогают  собирать контактные и визуальные данные о компонентах окружающей среды, особенностях природопользования, изучать береговые ландшафты, представителей животного мира, исследовать особенности проявления опасных береговых процессов, разрушенные водной стихией объекты культурного наследия.

Географ Олег Хорошев:

"Проработав много лет в сфере высшего профессионального образования, я неоднократно сталкивался с проблемой недостаточной осведомлённости студентов, обучающихся по направлениям в области наук о Земле, о профессиях, где бы они могли применить полученные знания, реализовать себя. Подобные «Плавучему университету» проекты как раз и нацелены на популяризацию научных профессий, вовлечение самых мотивированных ребят в реальные масштабные океанологические проекты. На фоне происходящих в мире изменений, актуальности импортозамещения, поиска новых ресурсов для развития страны, роль науки в России возрастает, есть надежда и на увеличение финансирования научных исследований. Уже значительно возросла  поддержка молодых специалистов, их инициативных проектов. Думаю, несмотря на стереотипы, престижность научных профессий будет только возрастать. 
 В своей лекции я также поделился нашим ноу-хау – подтвердившим эффективность в полевых условиях методом экспедиционного панорамного видеодокументирования состояния и особенностей трансформации береговых ландшафтов, хозяйственной инфраструктуры, природного и культурного наследия, а также последствий проявления опасных береговых процессов и сгонно-нагонных явлений. Искренне надеюсь, что какие-то из наших экспериментальных наработок будут полезны при подготовке специалистов в области наук об океане".

7 февраля перед участниками Зимней школы выступила старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат технических наук Марина Орда-Жигулина. 

Тема лекции: "Применение современных информационных технологий для мониторинга опасных природных процессов в береговой зоне и обеспечения безопасности населения и береговой инфраструктуры". Комплексные междисциплинарные  исследования опасных процессов в прибрежных зонах требуют создания единой информационной базы штормовых нагонов, катастрофических приливов, боры, биологических инвазий и автоматизации построения прогнозных моделей таких опасных явлений. Эту задачу можно решить за счет применения новых информационных технологий.

Исследователь в области информационных систем Марина Орда-Жигулина:

"В рамках своей лекции я показываю,  как такие современные технологии, как распределённый реестр, интернет вещей, интеллектуальный анализ данных, технологии машинного обучения и применение нейросетей в дополнение к традиционным видам мониторинга дают учёным новый современный инструмент для научных исследований.
Таким инструментом является система мониторинга и прогнозирования, построенная на базе этих современных информационных технологий. Когда любой учёный, например, гидробиолог, географ, гидролог или социолог становится участником такой системы, то за счёт применения технологии машинного обучения он может сопоставлять и дополнять свои  результаты мониторинга и прогнозные модели результатами и моделями коллег-ученых из смежных научных областей. Он может пополнять и использовать единую базу данных для хранения своих результатов совместно с другими учёными. Также структура системы может изменяться в зависимости от задач мониторинга. К системе по правилам распределенного реестра могут подключаться новые участники, при этом каждый из них будет обладать равными правами со всеми другими участниками системы. А управление решением задач мониторинга в рамках системы будет  осуществляться по правилам распределенного реестра.

8 февраля Зимняя школа завершила работу. 
Сотрудники ЮНЦ РАН и члены оргкомитета благодарят гостей Центра, лекторов и СМИ за участие в мероприятии. Желаем участникам школы - молодым исследователям - интересной учёбы и успехов во втором этапе Плавучего университета по отбору в экспедиции на российских научно-исследовательских судах!

Репортажи съёмочных групп телеканала "Первый Ростовский" (Екатерина Лободина и Роман Корх) смотрите по ссылкам: https://1rostov.tv/tv-stories/38547/
и телеканала "Россия" (ГТРК "Дон-ТР" Юлия Бабакова и Рустэм Ислямов) https://youtu.be/N8Qq86bQ7_s

Вероника Белоцерковская
Фото - Олег Хорошев
Подробнее про тематики площадок:

Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН
Специализация
Мастер-классы для студентов и молодых ученых в области исследования опасных природных явлений в береговой зоне и морских акваториях

Что вас ждет:
Пленарные доклады, Лекции, Экскурсии (в научные музеи, на НИС), Практикумы/мастер-классы

Чему вы научитесь:
Основам обработки и визуализации данных, в том числе аэровизуальных наблюдений с использованием БПЛА и надводно/подводных дронов в панорамном (VR 3600) формате, созданию и адаптации цифровых двойников в области исследования опасных природных явлений в береговой зоне и морских акваториях

Астрахань, АГУ:
Специализация
Особенности ихтиофауны Волго-Каспия. Аборигенные виды и вселенцы.
Экологические проблемы Астраханской области
Мастер-класс:  «Исследование водных биологических ресурсов и среды их обитания» (опыт экспедиционных работ и камеральной обработки материала)

Фотогалерея: