Быстрое меню


Русскоязычная часть:


Социальные сети:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук»
(ЮНЦ РАН)
События


Учёные ЮНЦ РАН опубликовали результаты бурения донных осадков, которое планомерно проводилось с 2016 года в дельте Дона и на побережье Таганрогского залива.

18.12.2022


Жужелка стала техногенным индикатором. 


Учёные ЮНЦ РАН опубликовали результаты бурения донных осадков, которое планомерно проводилось с 2016 года в дельте Дона и на побережье Таганрогского залива. В исследовании участвовали - геоморфолог Владимир Польшин, биолог Олег Степаньян, палеонтолог Вадим Титов, географ Олег Хорошев, почвовед Кирилл Сушко, гидробиолог Наталья Булышева и другие специалисты.

Руководитель исследования, академик РАН Геннадий Матишов:

  «Колонки отбираются гравитационной трубкой с научно-исследовательских судов «Денеб» и «Профессор Панов», а также вибрационной трубкой с несамоходного понтона. Изучение донных осадков, в частности, помогло установить, что в осадках нескольких колонок были обнаружили следы «эпохи пароходов» — погребённые на глубине 1–2 метра фрагменты угольного шлака. Примечательно, что казаки на Нижнем Дону с конца  XIX  века называют такой «ископаемый» угольный шлак жужелкой (или жужлицей) из-за характерного звука, появляющегося при перекатывании обломков шлака по обмелевшему дну.
Кроме того, в ходе работ по дноуглублению Азово-Донского судоходного канала был вскрыт целый прослой угольного шлака - так называемый маркирующий горизонт. Пласт шлака сформировался в русле Дона на протяжении 5 км от порта Азов до выхода в Таганрогский залив, а также на 1 км в боковых протоках (гирло Свиное и др.). Его общая протяженность в дельте достигает нескольких десятков километров, мощность пласта варьирует от 3 до 10 см, а размеры обломков составляют 1–5 см.
   Угольный  шлак в «эпоху пароходов» выбрасывался за борт судна и накапливался в донном грунте. Погребённые там отходы стали теперь важным техногенным индикатором при изучении особенностей осадконакопления, изменения гидрографической сети, интенсивности судоходства в прошлую эпоху и т.д. Их изучение помогает также при проведении литологических и геоморфологических работ на морских и речных акваториях былого активного пароходства. Такие работы возможны также в Балтийском море и на главных реках России.
"Эпоха пароходов" на Дону длилась с конца  XIX  до середины  XX века. По реке ходило множество пароходов, работавших на угле. Самые крупные порты находились в Таганроге, Ростове-на-Дону и Азове. Лишь в 1956 году советское правительство приняло постановление о прекращении строительства пароходов и переходе на дизельные речные и морские суда. Однако ещё до начала 1970-х годов пароходы возили людей в дальние станицы и хутора, расположенные в дельте Дона (хутора Рогожкино, Донской, Узяк, станица Елизаветинская, село Кагальник). Затем им на смену пришли быстроходные суда типа "Метеор" и "Ракета"».     

Исторический аспект исследования "эпохи пароходов" удалось провести благодаря поддержке Русского географического общества (проект  «География Нижнего Дона и Цимлянского водохранилища: трансформация в условиях маловодья и засоления»).

Вероника Белоцерковская
Фото - ЮНЦ РАН